ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ НЕ БЫВАЕТ

ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ НЕ БЫВАЕТ

13-10-2012, 12:01 0 1211 Культура
Поделиться с друзьями:
 
На что уж точно не может пожаловаться Россия, так это на отсутствие внимания со стороны Грузии, ее политиков и шоуменов (как совмещающих эти два амплуа, так и выступающих в одном из них) равно как и Грузия не оставлена вниманием российских СМИ и политиков.

С точки зрения банальной психологии пограничных состояний и брошенная женщина, и обманутый муж в равной степени склонны излишне подробно, с оттенком явного мазохизма рассказывать каждому встречному-поперечному о несправедливости судьбы и низости бывшего супруга. Применительно к российско-грузинским отношениям трудно однозначно судить о том, кто кого обманул и кто кого бросил, но процесс этот болезненный и затянувшийся. Ревность – не порождение любви, а ее извращение, но – любви. Борьба, соперничество, неприязнь, надменность, декларированные и истинные чувства, непонимание и восторг – российско-грузинские отношения прошли через все стадии, все оттенки, от любви до ненависти. И вот сегодня по обе стороны границы выросли поколения, не знающие друг друга, боящиеся друг друга, презирающие или ненавидящие, но не имеющие никакого отношения друг к другу, и от них никак нельзя ожидать стремления преодолеть различие, недоверие, страх.

Дружба с заокеанскими "стратегическими врагами", розовая революция, семена которой, как зубы дракона, угрожающе прорастают по всему периметру российского государства, категорическое требование о выводе военных баз – с одной стороны, "случайные бомбежки" грузинской территории, ползучая аннексия Абхазии – с другой, да мало ли! И все-таки это только одна сторона медали. Та, которая напоказ. Но есть и вторая - та, которая ближе к сердцу. Дни российской культуры в Грузии – впервые за последние 15 лет, фестиваль "Подарок", ежегодно устраиваемый Кэти Долидзе, визит в Тбилиси российских поэтов и писателей, организованный Игорем Иртеньевым и Котэ Кубанеишвили, Нино Катамадзе на джаз-фестивале в Москве – восторг и удивление, открытие и боль – мы одной крови!

...

Мы – маргиналы, мы крайние – кто за нами? Мы не последние, и не с нас начнется отсчет нового времени и начало новой цивилизации, хотя, возможно, мы одни из мастодонтов предыдущей. И для того, и для другого хватает подтверждений – раскопки в Дманиси, революция в Тбилиси, но снобизма! снобизма много больше! Периферийная культура, окраинная цивилизация, ортодоксальная религия, столкновение интересов. Маргинальное мышление не позволило Грузии ментально и идеологически влиться в стройные ряды социалистических республик не в столь уж далеком или капиталистического сообщества в совсем недавнем прошлом. И в том, и в другом случае мы старательно изображали активную деятельность и бурно аплодировали, но в первом случае советскую дамбу "прорывало" и в мае 1956 года, и в апреле 1978 и в апреле 1989, а во втором недоумевающие западные наблюдатели и "рисерчеры" ввели специальный термин "эрозия демократии" – это когда все предпосылки для существования демократии налицо, а сама демократия какая-то подозрительно авторитарная, и гражданское общество вроде есть, а гражданского сознания не предвидится...

...

Попытка создания социалистической (или советской? не ручаюсь за точность формулировки, потому как не совсем ее понимаю) нации провалилась. Интеграции в консолидированное сообщество различных народов и народностей не произошло, скорее всего, по причине ошибочности методологии. Надменное превалирование идеологии над экономикой привело к обесцениванию первой и культу второй. Перешли к стадии дикого рынка.

Центробежная сила развала сказалась на всем постсоветском позиционировании. Но Грузия и Россия оказались вообще по разные стороны баррикад. Вероятно, этому явлению можно найти множество объяснений – и исторических, и психологических, и политико-экономических. Среди представителей интеллигенции с обеих сторон бытует такая точка зрения, что в случае с Россией и Грузией проблемы есть у государств, но не у народов. Я бы не стала подписываться под этим утверждением.
Все зависит от системы ценностей, и с этой точки зрения культурологический аспект, как реверс медали – ближе к телу. Культурная антропология знает четыре основные сферы ценностей – быт, религия, идеология и художественная культура. В контексте межкультурного взаимодействия наиболее значительна сфера быта, поскольку исторически это первая сфера возникновения и существования культурных ценностей, она же может стать и последней.

Православие могло бы стать основой взаимоотношений, особенно в случае с Грузией, где абсолютное большинство населения причисляет себя к категории верующих христиан, но не стало – на стадии очередного самоопределения двух народов религия (вопреки тому, что в ней изначально отсутствовал национальный элемент - "нет ни эллина, ни иудея") оказалась не объединяющим, но разъединяющим фактором. Одна из причин этого состоит, наверное, в том, что официальное русское православие в большей степени, чем все другие факторы повлияло на фактическую аннексию Грузии Россией, на упразднение ее государственности – страну лишили не только царя, но и патриарха. Впрочем, это соответствовало единой идеологической линии – единое самодержавие, единое православие, единая народность. К тому же, сейчас православие, что русское, что грузинское, сильно отдает национализмом.

Идеология (советская), так или иначе, была дискредитирована, а идеологи остались большей частью теми же, так что застарелая импотенция привела к полному коллапсу и эту сферу. Система недавнего мифотворчества развалилась, новых героев и связанных с ними мифов не появилось. Время от времени выбрасываются разного рода мессиджи - от панславизма до "мочить в сортире", но ни один из них не оказался жизнеспособным. Сегодня ни у России, ни у Грузии нет ни осознанной, ни хотя бы просто сформулированной национальной идеи. Несмотря на это, можно однозначно сказать, что идеологическая сфера наших двух государств наиболее пропитана непримиримостью, враждебностью и отчуждением. Грузинская политэлита, так или иначе, ориентирована на Запад (в пределах континента или за его пределами), Россия же пытается восстановить хотя бы ментальную самодостаточность.

Некоторые исследователи склонны видеть основным фактором формирования сегодняшней политической карты Земли не геополитику и даже не геоэкономику, а геокультуру. "Будущее доминирование в мире будет зависеть от культурного доминирования." Применительно к России и Грузии это, возможно, тот единственный аспект взаимоотношений, который еще не дискредитирован предыдущими столетиями. Правда, как бы дико это ни прозвучало, склонная к имперскому цинизму Россия даже культуру, искусство может использовать как орудие захвата и поглощения, точно так же, как в свое время религия была использована ею против единоверцев. Не хотелось бы рассматривать такое развитие событий, тем более, что на сегодняшний день оно не имеет особых предпосылок.

...

Экономическое и политическое развитие человечества идет, в принципе, в одном направлении, с той или иной степенью отставания или опережения, но направление, в целом, одно: в экономике – свободный рынок, в политике – демократия, с той или иной степенью либеральности. На этом фоне очевидно и объяснимо сближение и слияние культур, вне зависимости от их исторических корней и национального наследия.

Стирание национальных граней в мире современных коммуникаций – процесс естественный, далеко не все воспринимают его так болезненно, как Гурам Шарадзе или Владимир Осипов. Культурологи, правда, предвидят, что в недалеком будущем единственной конфликтной сферой человеческих взаимоотношений может стать именно сфера культуры – иррациональных этических привычек, закрепленных тысячелетней национальной традицией. Но искусство, наряду с бытом и идеологией и в отличие от религии – довольно мобильная составляющая культуры, притом самая иррациональная. Искусство бесперспективно – оно не ставит себе задач и не стремится к целям. В отличие от политики. Так что, когда литераторы Эльчибей и Гамсахурдиа, хеттолог Ардзинба и иже с ними зачем-то пришли во власть, кончилось это весьма плачевно – и для них самих, и для ведомых ими народов.

...

Противостоянием культур и цивилизаций человечество движется вперед. Политика диктует, противопоставляет, рознит и объединяет. И только искусство просто есть. Чтобы открыть в человеке человеческое. И объединяет ли оно, если просто призвано удивлять, делать лучше, делать чище и заставлять чаще смотреть на Небо?

...

Почему-то Человек, сам по себе, один или вместе с другими, но каждый в отдельности, творит Искусство, а человеки – Цивилизацию. Плоть человеческая стремится вдаль и вширь, к новым горизонтам, создавая совокупность артефактов – надувные матрасы, трусы с начесом, протонную кофеварку или DVDWriter, чтобы жить по-человечески, а дух стремится ввысь – чтобы быть человеком. Такая вот изометрия, система координат, где с горизонталь совершенно материальна, а вертикаль абсолютно эфирна.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Все новости

Новости загрузка новостей...